fbpx
Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
Детское воровство. Рубрика «Помощь психолога». Июль 2014 г.
07 августа 2014


Запрос: Некоторое время назад в нашей семье случилась беда: 12-летний сын украл у меня деньги. После этого мы его сильно наказали. Но я до сих пор в шоке, боюсь, что подобная ситуация повторится вновь. Кроме того, наши отношения с ним сильно ухудшились. Подскажите, как мне правильно себя вести с сыном?

Ответ: Подобная ситуация, когда ребенок берет без разрешения чужие вещи, деньги, для очень многих родителей является шоковой. Казалось бы, учили ребенка, учили; говорили, что брать чужое не хорошо. А тут - такие дела! Да, действительно, это серьезное происшествие, требующее особого внимания родителей. Если для вас важен ваш ребенок, то игнорировать такой случай нельзя! Однако и впадать при этом в панику не обязательно. Подобные ситуации случаются в детстве практически с каждым ребенком. Это связано со сложностью усвоения такой общественной нормы как «свое – чужое», и нарушение этой нормы ребенком до 14 лет считается нормальными с позиции психотерапии. Помните, точка отсчета для уголовной ответственности - 14 лет!

Очень важно обсудить этот поступок с ребенком и узнать, что им двигало. К сожалению, это не всегда удается сделать, так как чаще всего родителей в подобных ситуациях захлестывает море негативных эмоций.  А взаимодействие с ребенком в таком состоянии может привести к крайне отрицательным последствиям. Например, в нашей стране был зарегистрирован случай, когда отец отрубил руку сыну за то, что тот взял чужое, мотивируя свой поступок древней традицией, отрубания руки ворам.

Растерянность, непонимание, шок, гнев, страх за будущее ребенка – вот неполный перечень чувств и эмоций, испытываемых в этот момент родителями. И для большинства из нас это совершенно нормально! Поэтому стесняться их не стоит. Нужно только помнить о том, что большая часть этих чувств вызвана не конкретной ситуацией, а ранее пережитым нами опытом. Очень полезно вспомнить свой детский опыт, когда вы брали у кого – нибудь что – нибудь чужое. Что вами в тот момент двигало? Как вы себя вели? Узнали ли взрослые? Как они отреагировали? Что вам понравилось и что не понравилось в поступках взрослых? Почему?

Чаще всего подобным поступком ребенок пытается сказать нам: «У меня есть свои потребности, о которых вы можете и не догадываться, но которые мне важно удовлетворить».  Например, ребенок хочет стать популярным в классе. Как это можно сделать максимально быстро и просто? Можно угостить всех чем - нибудь вкусненьким.  Где его взять? Купить в магазине. Для этого нужны деньги.  А где их взять?... Думаю, что цепочку размышлений ребенка в данной ситуации сможет легко закончить любой родитель. Поэтому, прежде чем наказывать ребенка, выясните, на что пошли деньги, и почему он выбрал именно такой способ их применения.

После того как выяснена причина можно принимать какие-либо поведенческие меры. Они опять же зависят от мотива, который двигал ребенком.  Однако, начинаем мы с заглаживания вреда, нанесенного этим поступком. Например, в нашей ситуации сыном взята некая сумма у матери. Наверняка она планировала ее на что-то необходимое для семьи потратить. Теперь, она стоит перед выбором: либо отказаться от покупки, либо урезать другие статьи бюджета, чтобы реализовать задуманное.  Очень важно, чтобы последствия урезания бюджета впрямую затронули интересы совершившего этот поступок. Т.е. дефицит денег у матери восстанавливается за счет расходов на ребенка.  Но при этом важно помнить, что жизненно важные статьи расходов на ребенка сокращению не подлежат! Чаще всего родители сокращают покупку лакомства и трат на развлечения.

Кроме всего прочего, подобные происшествия могут говорить родителям о том, что ребенку уже очень давно пора иметь карманные деньги, т.е. некоторую фиксированную сумму, выдаваемую ему родителями через определенные временные промежутки, которую он может тратить по собственному усмотрению. Однако при этом родители имеют право обозначить список запрещенных расходов. Выделение карманных денег ребенку после этой ситуации не только является средством профилактики повторов подобного поведения, но и может помочь улучшить детско-родительские отношения. Этим поведением я, как родитель, как бы говорю: «Твои потребности важны для меня, и ты имеешь право их удовлетворять».

Итак, самое главное в подобной ситуации для родителей – справиться собственными чувствами. А также подумать о потребностях ребенка, стоящих за этим поведением. Как только Вы это сделаете, то сможете открыто поговорить с ребенком, принять адекватные меры воспитания и улучшить ваши отношения.

Подготовила статью специалист программы «Дорога к дому» Кряжева Екатерина

Остальные статьи