fbpx
Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
Потеряв родителей, не потерять себя
16 июля 2014


Выпускники детского дома. Что мы знаем о них? Кто-то считает их замкнутыми и агрессивными, к то-то беспомощными и не подготовленными к жизни, а большинство из нас в ответ на этот вопрос и вовсе пожмет плечами, как будто речь идет не о тех, кто живет с нами в одном городе, на одной улице, в одном дворе. Вот он передо мной — молодой, симпатичный, с ясным мальчишеским взглядом, но абсолютно взрослым подходом к жизни. Спокойно и даже по-деловому рассказывает историю своей жизни.

— Я родился в 1991 году в Череповце. В возрасте двух с половиной лет перешел на полное государственное обеспечение. Рос без отца. Мать лишили родительских прав, и я попал в Череповецкий дом ребенка. Причиной этого считаю безответственность родителей.

Короткие фразы и официально-деловой стиль не могут скрыть страшной сути произошедшего с ним, и от этого сердце женщины сжимается. Не могу не спросить о том, как сейчас складываются отношения с мамой, с другими родственниками.

— С матерью не общался, она потеряла меня. Почему она стала пить — не знаю. Знаю, что она моя мать, а я ее сын, остального не помню. Когда я уже был в детском доме, она совершила преступление и оказалась в местах лишения свободы. Два года назад ее освободили по критическому состоянию здоровья. Ее уже нет. Ни бабушек, ни дедушек у меня тоже нет. С отцом я общался — он в выходные приезжал ко мне в детский дом, и это было для меня очень важно. Но официально устанавливать отцовство он не хотел.

В его глазах боль, обида, непонимание, но замкнутости нет, я чувствую, что многое он уже пережил, оставил в прошлом, поэтому спрашиваю:

— Что было самым сложным в детдомовской жизни?

— Очень сложным был момент, когда меня перевели из дома ребенка в детский дом на Первомайской. Это для меня стало буквально шоком, ведь до этого я жил в здании, где было 40 воспитанников, а здесь нас оказалось более 300 человек. Я боялся, стеснялся, замыкался в себе. Постоянно давило ощущение какой-то клетки. Спасало то, что рядом были сестра и брат, с ними всегда можно было поговорить, выплеснуть эмоции. Со временем я научился доверять воспитателям, делиться с ними своими трудностями.

Особенно я ценил Людмилу Станиславовну. Она была строгая, но как-то по-матерински, всегда знала, как нас поддержать. Например, она очень гордилась моими грамотами, полученными на соревнованиях. Мы все ее очень любили. Еще из приятных воспоминаний — это гости. Например, я помню, как к нам приезжали хоккеисты, привозили подарки, но самое радостное было в возможности пообщаться с ними, с внешним миром. Мы рассказывали им про себя, они про себя, про свою жизнь...

— А  что сейчас? Кому доверяешь, с кем общаешься? Как выбираешь друзей?

— Я чувствую, подходит мне человек или нет. По разговору, по привычкам — так и ищу друзей. Не сказать, что у меня их много, но они есть, и мы верны друг другу. Немало друзей мне дала армия. А самый близкий мне человек моя сестра, к ней я могу обратиться с любой проблемой, попросить помощи. И я ей помогаю, чем могу. Человек, ставший мне родным, — это Ростислав Вячеславович (директор детского дома Р.С. Огурцов — авт.), я к нему часто езжу.

Рассказываю ему о жизни, советуюсь. Я ценю то, что с ним можно поговорить обо всем — можно пошутить, можно о серьезных вещах поговорить. У него присутствуют все качества, которые мне нравятся, и я благодаря ему стараюсь развивать свой характер. Например, раньше меня считали стеснительным, сейчас же очень люблю общаться с людьми. Работаю в магазине велосипедов, и последние три года это и моя работа, и мое увлечение. Вообще у меня пристрастие к технике, и по образованию я автомеханик, но по профессии пока не работаю.

— Как устроен твой быт?

— Я живу с сестрой, братом и племянниками в трехкомнатной квартире. Обязанности по дому у нас распределены. Сестра выполняет обычные женские обязанности по дому: готовит, стирает, убирает, а я — мужские: что-то ремонтирую, помогаю в уборке, помогаю воспитывать малышей. Очень важным я считаю соблюдение режима дня.

Встаю утром и делаю зарядку. В моей голове всегда расписан график дня, и он в чем-то похож на график детского дома. Вести хозяйство нам несложно: в детском доме нас подготовили к взрослой жизни. Я отчетливо понял это в армии, где увидел много домашних, абсолютно неготовых к самостоятельной жизни ребят. Мне даже приходилось их многому обучать в плане быта…

Глаз отмечает: собеседник аккуратно одет, ухожен. Спортивное телосложение говорит само за себя. Интересуюсь: любовь к здоровому образу жизни привили в детском доме?

— Для меня сложным был период учебы в 1–2 классе, когда начинал тянуться к плохой компании. С 8 лет достаточно серьезно занимаюсь футболом и легкой атлетикой. Поэтому я считаю, что для воспитанников детских домов спорт должен быть доступен, у ребят должен быть выбор и желание заниматься в секциях и кружках.

Мы говорили еще долго — о жизни, о судьбе, о людях… И о том, что преданный самыми близкими людьми человек понял только сейчас: добрых людей в мире все-таки больше.

Беседовала  Валентина Сазонова

Остальные статьи