Доступно объяснить детям про нехимические зависимости не так просто. В течение всего сентября специалисты «Психологической службы» Благотворительной программы «Дорога к дому» http://www.dorogakdomu.ru/?page=our_projects&id=23 выходили в школы Череповца, чтобы рассказать родителям, как можно предотвратить развитие зависимого поведения у детей в семьях. На занятиях обсуждались самые разные темы: природа зависимостей, виды нехимических зависимостей и симптомы нехимических видов зависимостей. Также среди родителей проводилось тестирование «Проверка своих личных качеств. Типичные характеристики созависимых людей». Оно помогло в дальнейшем выбрать стратегию взаимодействия в семьях.
Предлагаем также вашему вниманию 10 правил пользования компьютером или «Как воспитать ребенка пользователем, а не рабом компьютера и интернета».
(Для родителей детей младшего возраста, заинтересованных в развитии здоровых, активных, ответственных детей)
1. Ребенку до 14-15 лет не стоит дарить компьютер или передавать в личное пользование. У него самого еще нет достаточно ресурсов для самостоятельного управления этой деятельностью, а передав в собственность компьютер ребенку, вы уже не сможете ставить свои условия. Обозначьте четко, что хозяин у компьютера взрослый человек: «Компьютер мой (мамин, папин, брата старшего), а ты им пользуешься».
2. Потратьте время на проговаривание правил пользования компьютером (расстояние от глаз до экрана, уборка рабочего места, освещение, положение в комнате). Изучите правила сами или вместе с ребенком, найдя нужные статьи в интернете. Сделайте памятку для ребенка, которую можно повесить перед глазами.
3. Отдельно проговорите с ребенком время у компьютера. Тут важно сразу проговаривать не только длительность пребывания ребенка перед экраном, но и место этого времени в жизни ребенка. Обозначьте на диаграмме или в списке время для учебы, для семьи, для себя, для друзей, для отдыха и сна, для приема пищи, для физической активности и прогулок, для работы, игры и общения за компьютером. Посмотрите, чтобы на все хватило времени, следите за тем, чтобы компьютер не замещал и не вытеснял важные сферы жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок сам и активно участвовал в выборе времени и длительности работы, игры и общения за компьютером, Тогда он научится управлять временем, расставлять приоритеты, планировать жизнь, что является профилактикой зависимого поведения.
4. Используйте домашние обязанности и любимые увлечения для того, чтобы прервать занятия ребенка на ПЭВМ.
5. Проговорите об индивидуальных особенностях ребенка: его здоровье (детям, имеющим очки для постоянного ношения, следует работать в очках), увлечениях, особенностях характера. Ребенку важно чувствовать себя особенным и знать, чем он отличается от других.
Проговорите с ребенком, как он будет заботиться о себе: способы и действия. Важным отличием независимых людей является умение удовлетворять свои потребности здоровыми способами, заботится о себе.
7. Учите детей различать свои чувства и состояния, а также серьезно относиться к своим ощущениям. Часто дети прилипают к компьютеру, потому что игры и социальные сети позволяют не ощущать свое состояние, забывать и отвлекаться. Не отпускайте ребенка к играм при плохом самочувствии, не поговорим с ним об этом. Не давайте отдыхать за компьютером. При высокой мотивации к компьютерной игре и ее активирующем воздействии на психику дети (как школьники, так и дошкольники), как правило, не могут объективно оценить свое состояние. Это и является причиной ошибочных выводов взрослого о том, что ребенку за компьютером интересно, и он не утомляется. На самом деле ребенок переутомляется, ослабевает и теряет способности к самовосстановлению. Учеба в школе и выполнение домашних дел для такого ребенка становятся непомерно тяжелым занятием, которых хочется избежать. Тянет снова в игру. Так замыкается порочный круг и развивается зависимость. Учите детей описывать свои состояния, проговаривать чувства и расслабляться здоровыми способами (физические упражнения, прогулки, смена деятельности).
8. Чтобы ребенок не тратил время впустую перед компьютером, учите его ценить результаты своего труда, говорить про его успехи и достижения. Использование родителями позитивной обратной связи (описываю факты, как действия ребенка отражаются на предметах, событиях, людях) позволяет детям видеть себя со стороны, учит ценить время и силы, а так же соотносить их с реальными событиями в жизни. Т.е. ребенок сможет заметить, когда его успеваемость снижается, утомляемость повышается, отношения с родителями ухудшаются и соотносить факты с событиями в жизни (появилась новая игра, завис в сетях). Помогите вашему ребенку (в том числе и с помощью компьютера) вырасти культурно-плодоносным и здоровым.
9. Не высказывайте назойливо своего резко отрицательного отношения к компьютеру, если таковое имеете. Дорожите чувством доверия вашего ребенка к вам.
10. Помните, что над ребенком может довлеть авторитет сверстников, скрытое желание первенствовать или быть не хуже других, или у него уже сформировалось неверие в существующие утверждения о вредности компьютера. Постарайтесь разобраться во всем этом в доверительной обстановке.
За дополнительной информацией и помощью Вы можете обратиться к специалистам Психологической службы благотворительной программы “Дорога к дому». Контакты: +79211335547 – Елена Ливенцева, ул. Юбилейная, 26 (служба находится на базе БФ «Дорога к дому» - в здании детского дома №9).