Приглашаем всех к знакомству со сказкой о мотивах, кто они такие и как с их помощью мы принимаем решения.
Автор: Игорь Вачков
Читает: Платон Мерсиянов
Упражнения на развитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы
Комментарий для взрослых:
Изучение склонностей, интересов, мотивов деятельности ребенка – это выявление реального уровня развития мотивационной сферы целостной личности. Без этого трудно говорить о конкретной помощи ребенку со стороны родителей в развитии его желаний и потребностей.
Приводимые ниже упражнения помогут вам изучить особенности эмоциональных реакций и мотивационной сферы вашего ребенка.
Упражнение 1
Нарисуй, как, по-твоему, выглядят Мотив Неслух, Мотив Сладкоежка, Мотив Совести.
Какие еще мотивы ты знаешь?
Подсказка: Мотив Поиграйка, Мотив Помогайка, Мотив Послушайка, Мотив Удовольствия для себя, Мотив Интереса, Мотив Безделья, Мотив Мне все равно, Мотив Заботы о других.
Упражнение 2
Подумай и назови все свои желания, которые сейчас пришли тебе в голову. Желания могут быть любыми. Например: «Хочу шоколадку с орехами», «Хочу, чтобы скорее наступил Новый год», «Хочу, чтобы никогда не болела бабушка», «Хочу спать» и т. п. Пусть кто-нибудь из взрослых запишет каждое твое желание на отдельной карточке.
Затем нарисуй круг с человечком в центре, как на образце. Этот человечек будет обозначать тебя. Распредели карточки с желаниями вокруг этого человечка. Чем важнее для тебя желание, тем ближе оно должно быть к человечку в центре круга. Менее важные желания должны оказаться ближе к внешней границе круга.
Упражнение 3
Представь себе ситуацию: нужно делать уроки, но хочется гулять. А теперь ответь на следующие вопросы:
– Как ты думаешь, какая из потребностей здесь может быть очень сильной?
– Какие мотивы может вызвать эта потребность?
– Какие из этих мотивов будут вступать в борьбу друг с другом?
– Какие из этих мотивов помогут делать уроки?
– Какой из мотивов победит и запустит механизм действия?
– Какую роль играют мотивы в совершении действия?
– Кто решает, какой мотив победит?
– Почему побеждает только один мотив?
– Что нужно делать, чтобы побеждали мотивы, способствующие хорошим поступкам?
Упражнение 4
Прочти стихотворение «Наша Таня громко плачет…» не так, как ты обычно читаешь, а так, словно:
• ты оправдываешься перед друзьями;
• ты обиделся на бабушку;
• ты хвастаешься перед ребятами;
• ты рассердился на младшего брата;
• ты весь испачкался в грязи, упав в лужу;
• ты просишь у мамы прощения.
Упражнение 5 - «Заколдованный принц»
Представь, что ты заколдованный принц (или принцесса), превращенный злой колдуньей в ледяную статую. Ты замираешь, и твое лицо тоже должно оставаться неподвижным. Кто-нибудь из взрослых будет добрым волшебником (или волшебницей). Он должен тебя «расколдовать» – сделать так, чтобы ты рассмеялся. Чем дольше ты сможешь удерживаться от смеха или улыбки, тем лучше.
Затем вы можете поменяться ролями и сравнить, кто из вас продержался дольше по времени.
Упражнение 6 - «Запретное слово»
В этом упражнении кто-нибудь из взрослых называет тебе любые слова, которые ты сразу же должен повторить. Например: лампа – лампа, бегемот – бегемот, небо – небо. Но есть одно запретное слово (о нем вы должны заранее договориться), которое нельзя повторять. Услышав его, нужно молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Это слово может быть произнесено взрослым в любой момент и даже два раза подряд.
Источник: Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. Королевство внутреннего мира. Королевство разорванных связей. М.: Генезис, 2016.