Каждый раз, когда начинается семинар или просто разговор о социальном предпринимательстве, сталкиваюсь с необходимостью простого и понятного обзора всего что касается этого понятия. В итоге сделали вот такой материал для этой цели.
Статья "Социальное предпринимательство - прибыльный бизнес или социальный проект"
Перед тем, как начать разговор о том, что такое социальное предпринимательство, стоит посмотреть на предпринимательство, малый бизнес в его обычном понимании. И если в некоторых регионах России дела с развитием и поддержкой предпринимательства идут хорошо, то в целом ситуацию нельзя назвать положительной.
Так, по данным исследования Babson College, London Business School и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета (публикация в изданиях Коммерсант, Ведомости, апрель 2013)
• Создать собственный бизнес готовы только 2,2 процента россиян, еще 1,2 процента намерены расширять уже существующее дело.
• По данным опроса, в 2012 году предпринимательством в России занимались 4,3 процента населения
• Вместе с уже действующими предпринимателями доля желающих открыть бизнес составляет 3,8% (в странах БРИКС в среднем — 21%,в странах Восточной Европы — 24%).
• 93% россиян даже не рассматривают для себя такой возможности, 83% никогда не пытались, а почти половина из тех, кто закрыл бизнес в 2012 г., не хотят больше связываться с предпринимательством.
• Наиболее активными предпринимателями в России являются мигранты
• Доля студентов, готовых заняться своим делом,составила всего 1% против 5-8% несколькими годами ранее.
• По сообщению газеты «Ведомости» с такой статистикой не согласно Минэкономразвития РФ: там считают, что бизнесменов в России больше, просто они работают в тени и поэтому не учитываются ни ФНС, ни опросами.
Если такая картина с классическим малым и средним бизнесом, то что говорить о его новых, еще не очень понятных и популярных формах, таких как социальное предпринимательство?
Однако, именно социальное предпринимательство оказывается «другим входом» в экономику самозанятости и самопомощи с учетом развития потребностей (социальных проблем и затруднений) жителей при ситуации:
• с одной стороны на фоне сокращения активности классического малого предпринимательства
• с другой стороны возможного «оттока энергии» от некоммерческого сектора, НКО и наоборот вызова «социальных услуг»
• с третьей стороны на фоне старения населения и роста числа незанятого населения.
Что же такое –«Социальное предпринимательство»? Один из основателей всего этого направления экономики, нобелевский лауреат, профессор Маххамад Юнус, автор проекта создания и последующего тиражирования новой институциональной модели микрофинансирования, ставшей эффективным инструментом борьбы с проблемой бедности и поднявший экономическую активность бедных слоёв населения, дает наиболее широкое определение: «Социальное предпринимательство – очень широкое понятие. Любая инновационная инициатива, ставящая перед собой цель помочь людям, может быть охарактеризована как социальное предпринимательство».
Маххамад Юнус уточняет: социальный бизнес отличается от предприятий, максимизирующих прибыль, своими целями - «созданием социальных благ для тех, ради кого оно существляет свою деятельность», т.е. он нацелен на решение социальных проблем за счет производства продуктов и услуг.
Безубыточный, но и не приносящий доход, или дивидендов в экономическом смысле — так коротко можно описать концепцию социального бизнеса.
Бизнес социального предпринимателя полностью окупает свои расходы, обеспечивает возврат инвестированных средств, за счет прибыли происходит финансирование деятельности, а также она распределяется в виде более низких цен, более высокого качества обслуживания и большей доступности благ на беднейшие слои населения. Расширение деятельности в этом типе бизнеса - это производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки, применение более эффективных технологий,все что обеспечивает рост пользы, которую социальный бизнес приносит обществу: «На смену принципа максимизации прибыли приходит принцип общественного блага», говорит Маххамад Юнус.
Можно выделить три типа социальных предприятий:
1. инвесторов интересует не финансовая выгода, а духовно-эмоциональное удовлетворение, получаемое от такой деятельности: «Людям не безразличен мир, в котором они живут, им свойственно заботиться друг о друге».
2. любая финансовая выручка, получаемая от деятельности компании социального бизнеса, направляется бедным.
3. самим бизнесом владеют представители бедных или социально незащищенных групп населения, а произведенные товары и услуги могут как создавать, так и не создавать социальных благ.
Еще одним лицом социального предпринимательства является создатель некоммерческой организации «Ашока: новаторы для общества» (Ashoka: Innovators for the Public) Уильям Дрейтон. В 1980 году Дрейтоном был создан Фонд «Ашока». Сегодня данная организация ведет свою деятельность более чем в 60 странах, поддерживая свыше 1800 стипендиатов в области СП. «Ашока» поддерживает социальных предпринимателей, оказывая им финансовую и консалтинговую помощь, создавая тематические сообщества и содействуя созданию инфраструктуры, необходимой для развития социального сектора и распространения инноваций. Узнать, кто уже получил помощь фонда можно на сайте: https://www.ashoka.org/
В России один из наиболее активных участников развивающегося рынка – Фонд «Наше Будущее» определяет еще несколько обязательных элементов социального предпринимательства, именно таким предприятиям Фонд готов предоставлять беспроцентные займы.
Рамки для самоопределения/идентификации как социального предпринимателя:
• социальное воздействие (англ. social impact) —целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем,устойчивые позитивные измеримые социальные результаты;
• инновационность — применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;
• самоокупаемость и финансовая устойчивость — способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;
• масштабируемость и тиражируемость — увеличение масштаба деятельности социального предприятия (нанациональном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия;
• предпринимательский подход —способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом
И следующий вопрос - Как видит социальное предпринимательство Правительство РФ и Министерство экономического развития?
Ответ опубликован в Приказе №220 Минэкономразвития РФ от от 24 апреля 2013 г:
Социальное предпринимательство это социально-ответственная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленное на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающих выполнение следующих условий:
• обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, лиц, при условии, что средне списочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%; а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
• предоставление услуг (производство товаров)в следующих сферах деятельности:
содействие профессиональной ориентации и трудоустройству,включая содействие самозанятости;
• социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения,физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских имолодежных кружках, секциях, студиях;
• оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий,экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных,религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
• производство и (или) реализация медицинской техники,протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
• обеспечение культурно-просветительской деятельности (театры,школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);
• предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;
• содействие вовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных групп граждан (инвалиды, сироты, выпускники детских домов, пожилые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом);
• профилактика социально опасных форм поведения граждан;
• выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Интересно, что кроме довольно масштабных программ и планов поддержки социального предпринимательства со стороны федерального и регионального уровней власти, есть и очень серьезная поддержка этого явления со стороны жителей страны.
Так, по данным исследования Центра Grand Prix, проведенного в 2011 году в нескольких городах России по заказу Фонда "Наше Будущее" 85% процентов покупателей готовы поменять обычно приобретаемую ими продукцию на товары социального предпринимательства с аналогичными свойствами и качеством.
При покупке социальной продукции 67% испытывают более радостные эмоции, чем при покупке коммерческих товаров.
56% скорее обрадуются появлению рядом социальных товаров и возможности помогать людям.
30% настроены очень лояльно к продукции социального предпринимательства, указав, что готовы снова приобрести повторно даже не оправдавший их ожиданий социальный товар.
60% готовы переплачивать за социальный товар, аналогичный по качеству коммерческому.
Из них 15% согласны переплатить на 1%-5% стоимости, а 25% респондентов – на 5-10% от стоимости.
У социального предпринимательства большое будущее, а насколько оно будет успешным и способным решать социальные проблемы жителей региона, во многом зависит просто от понимания что это такое и есть ли среди очень многих активных людей области желание сказать о себе - «Моя работа,идеи, бизнес создают новое общественное благо и решают проблемы моих земляков –«Я – социальный предприниматель»!
Владимир Вайнер, директор Фонда развития медиапроектов исоциальных программ Gladway
Наталья Гладких, доцент РГГУ, директор Центра исследований Grand Prix