Телефон горячей линии «Детство» работает в Череповце для семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Он имеет сертификат профессионального объединения «Ассоциация детских телефонов доверия» - представителя России в Международной ассоциации детских телефонов доверия Child Helpline International (CHI). Его номер 57-10-07.
С 2010 года этот телефон Благотворительной программы «Дорога к дому» подключен к единому общероссийскому телефонному номеру 8-800-2000-122, и на него можно позвонить бесплатно не только с городского, но и с сотового аппарата. Все обращения конфиденциальны и анонимны.
С какими же вопросами звонят сюда подростки и родители?
«Среди обращений лидирует проблема взаимоотношений детей и родителей, - рассказала оператор-консультант (называть фамилию специалиста мы не имеем права в соответствии с правилами работы телефонов доверия). – Чаще всего родителей беспокоят трудности ребенка в школе (конфликты с учителями или ровесниками, нежелание учиться, прогулы, адаптация в новом коллективе…). Такие звонки начинаются уже с конца августа. Иногда звонят и дети с вопросом: «Как общаться с родителями?». Мы помогаем людям снять напряжение, а если нужна очная консультация – даем телефоны психологов программы «Дорога к дому».
Нередки вопросы правового характера: как получить алименты от бывшего мужа; как определить местожительства ребенка после развода; что делать, если бывшая жена не разрешает видеться с сыном или дочкой; куда обратиться, если семья оказалась в социально опасном положении, и другие. Здесь консультантов очень выручает проект «Общественная приемная по правам ребенка» программы «Дорога к дому»: его специалисты – юристы и психологи – помогают горожанам успокоиться и решить проблему.
Подростков больше всего волнуют любовные отношения. При этом девочки хотят говорить о любви и дружбе, а мальчиков интересует в первую очередь проблема секса, в том числе – как понравиться девочке, как заговорить с ней, что делать, если девочка не обращает внимания…Однако летом и те, и другие чаще говорили о любви, а осенью на первом месте среди всех звонков – темы учебы и секса.
Задумываются ребята о своем здоровье. Спрашивают, как бросить курить; как не заразиться СПИДом.
«Что радует, - отмечает консультант, - появились звонки, в которых звучит социальная ответственность: «Учительница хочет вызвать родителей в школу – как можно договориться с ней не делать этого?». То есть ребята учатся не уходить в эмоции, не скандалить или обижаться, а договариваться со взрослым человеком».
Звучит и тема насилия, хотя чаще, несмотря на анонимность, говорить об этом боятся и дети, и матери. Как правило, это звонки из алкоголизированных семей, хотя и не всегда. Консультанты расспрашивают, какие меры предпринимались раньше, кто может помочь – например, из родственников; разговаривают о том, как отстаивать свою позицию, как говорить об этом родственникам, если они не знают о проблеме. Вместе с подростком обсуждают, куда девочка или мальчик может обратиться: к психологам, в социальные службы, в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток».