fbpx
Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
«Когда подростки отделяются, они бьют по самым больным местам»
28 декабря 2021

Ситуация
Суть подросткового кризиса в том, что ребенок перестает быть ребенком. Отношения зависимости с родителями, когда он, с одной стороны, рассчитывал на их защиту и заботу, а с другой — безоглядно им доверял и слушался, должны когда-то закончиться. Мы не можем вырасти, пока не отделимся от родителей.

Физиологическая зрелость никуда не делась. Она наступает в 12-14 лет, а до социальной еще далеко. Эти несколько лет оказываются очень тяжелыми: родители и общество в целом ожидают, что подросток будет таким же управляемым, как ребенок, но при этом столь же разумным как взрослый.

До подросткового возраста мы не можем говорить о совести, потому что еще нет свободного нравственного выбора. До этого возраста ребенок ориентируется на то, чего хотят родители. Если так и останется, значит, у ребенка не будет своих ценностей, не будет совести. В него, как в ящик, что-то загрузили, и оно там так и лежит. Это не его, он не присвоил это, не подверг критике, ничего с этим не сделал.

Когда ребенок отделяется, он начинает отстаивать свои права, провоцировать ссоры.

Как родителям вести себя в этой ситуации❓
Обычно советуют чаще говорить твердое «нет», устанавливать рамки.
Без рамок у нас не получится — с точки зрения государства и общества мы отвечаем за детей. Мы понимаем, что они еще не достигли социальной зрелости, не могут контролировать свои поступки, поэтому определенные границы необходимы.

Если дети сломали или потеряли вашу вещь, и вы топаете ногами, рвете и мечете, то в их представлении это правильно: они нарушили ваши права, и вы возмущены. При этом, как только вы начинаете вторгаться на территорию ребенка и возмущаться, что он не сделал уроки, не навел порядок в своей комнате, у него начинается закономерный протест.

Бывает по-другому: мы только думаем, что договорились. Родители возмущаются: «Мы же с ним договорились, что он будет мусор выносить!» Как происходил процесс переговоров? Родители отвечают: «Я ему сказал(а)».

Когда мы договариваемся, это значит, что другой человек имеет такое же право голоса, а значит, он может и отказаться. Нельзя договориться без процесса договаривания — в противном случае это называется «я велел(а)».

Мир в доме обычно важен для подростков. Им важно не чувствовать себя виноватыми, важно, чтобы родители не расстраивались.

Чем больше мы стараемся оградить детей от мира, обезопасить их, тем больше это начинает пожирать их изнутри. Какие-то вещи ребенок должен осознать и попробовать сам. Задача родителей — оставлять канал общения открытым, чтобы он знал: если ему станет тяжело или он ошибется и ему нужна будет помощь, можно прийти к нам.

Необходимо знать!
Никогда не поздно наладить отношения! Дети на самом деле очень этого ждут. Главное — важно убрать из своего лексикона такие слова, как «бороться», «пробиться», «добиться», всю эту военную лексику.

Просто вспомнить, что он твой ребенок. Ему по-прежнему важно, чтобы его любили таким, какой он есть. Ему важно, что хоть кто-то был на его стороне. Дети очень благодарно на это отзываются. Не нужно засыпать их подарками — им важнее, чтобы мы дали им понять, что этот канал открыт.

Благодарим специалистов телефона доверия БФ "Дорога к дому" из Череповца за материал!

 

Остальные статьи