fbpx
Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
Психологическая поддержка, доброе участие в жизни подростков помогут избежать трагедию
26 марта 2019

За каждым случаем самоубийства подростка стоит личная трагедия, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Это может быть вызвано семейными конфликтами, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с одноклассниками, друзьями, безразличием окружающих.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.

Признаки, свидетельствующие об опасности

  1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой – это нормально для каждого человека. В подростковом возрасте это желание является естественным. Они выстраивают свой мир, свое пространство и не допускают в него никого, даже близких родственников. Если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, это может говорить о самоизоляции, бегстве от какой-то «невыносимой ситуации».

2. Капризность, привередливость. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, информационной перегрузкой, влюбленностью, несогласием в школе или дома. Когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком — это причины для тревоги.

3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок. Подростки становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемены в их поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой, открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка. Подростки более подвержены этому расстройству, так как у них слабее развиты механизмы эмоциональной регуляции из-за отсутствия опыта переживания сложных состояний.

Подростковую депрессию легко спутать с поведением, в целом характерным для переходного возраста. У подростков психологический фон часто нестабильный, им бывает грустно и без депрессии. Родители чаще всего начинают замечать, что с ребенком что-то не так, когда у него появляются устойчивые сложности, связанные со школой: он либо отказывается туда ходить, либо у него существенно падает успеваемость без каких-то внешних причин, либо появляется апатия и он вообще ничего не хочет. Кроме того, в учебе ему все дается сложнее, чем раньше. Часто родители путают это с усталостью, недостатком силы воли, ленью. Но это не имеет никакого отношения ни к лени, ни к избалованности.

Депрессия – опасное состояние, потому что внешне будто бы ничего страшного и не происходит, но это состояние может быть смертельно опасным. При депрессии возрастает риск самоубийства.

4. Агрессивность. Часто в агрессивной форме выражается призыв обратить на себя внимание.

5. Раздача подарков окружающим. У детей происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей или через их игнорирование (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу, не слушает любимые диски, не смотрит любимые передачи). Это прямой предвестник грядущего несчастья.

6. Перемены в поведении. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ребенок неожиданно начинает много шутить, смеяться, болтать, такая внезапная, неожиданная перемена в поведении иногда говорит о стремлении ребенка скрыть под маской веселья и беззаботности свои переживания, вызванные глубокой психологической травмой. Или, наоборот, активный ребенок становится пассивным, безразличным к общению, вялым – это может объясняться снижением его уровня энергии, потерей интереса ко всему, в том числе и к самой жизни.

7. Нарушение аппетита. Отсутствие желания принимать пищу или ненормально повышенный аппетит бывают связаны с саморазрушающими мыслями, и должны всегда рассматриваться как критерии опасности.

8. Нарушения сна. Внутренние противоречия, разрывающие ребенка, безысходность, могут стать причиной как бессонницы, так и постоянного желания спать, чтобы спрятаться от своих проблем

9. Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: сбор информации об отравляющих веществах и лекарствах или других способах самоубийства через анализ специфической литературы, разговоры о суициде как легкой смерти, частые разговоры о загробной жизни.

Вовремя начатый разговор может спасти жизнь несовершеннолетнего. Спокойный разговор с ребенком – это важный шаг по предотвращению попытки самоубийства, путь для получения своевременной помощи, а не закладывание страшных идей в его голову.

Варианты вопросов, которые можно задать ребенку:

  • «Было ли тебе когда-нибудь так плохо, что ты думал о причинении себе вреда?»
  • «Ты когда-нибудь думал: «Лучше б меня не было на свете?»
  • «Ты когда-нибудь хотел лечь спать и больше не просыпаться?»
  • «Иногда, когда дети очень расстроены, они думают о смерти. С тобой такое было?».

Еще важнее провести с ребенком беседу, утверждающую ценность жизни. Показать, что на свете нет ничего дороже его неповторимости и уникальности. Рассказать о том, что его жизнь — это дар от которого человек не имеет права отказаться. Беседу необходимо проводить на доступном для ребенка языке. Если ответы вашего ребенка дают вам повод для беспокойства или есть ощущение, что что-то не в порядке, обратитесь за помощью. Лучше перестраховаться и ошибиться.

Как правильно говорить с ребенком?

Если Вы слышите: «Ненавижу всех…». «Чувствую – что-то с тобой происходит. Давай поговорим об этом». «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!».

Если Вы слышите: «Всё безнадежно и бессмысленно». Обязательно скажите: «Чувствую, что ты подавлен. Такое иногда бывает со всеми, со мной тоже. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить». Запрещено говорить: «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе».

Если Вы слышите: «Всем было бы лучше без меня!». Обязательно скажите: «Я не представляю, как это можно – без тебя! Ты много значишь для меня, для всех нас. И меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом?». Запрещено говорить: «Не говори глупостей. Поговорим о другом».

Если Вы слышите: «Вы не понимаете меня!». Обязательно скажите: «Если ты расскажешь мне, что ты чувствуешь, мне будет проще тебя понять. Я очень этого хочу!». Запрещено говорить: «Где уж мне тебя понять!».

Если Вы слышите: «Я совершил ужасный поступок». Обязательно скажите: «Я вижу, что ты чувствуешь свою вину и переживаешь. Давай поговорим об этом». Запрещено говорить: «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!».

Если Вы слышите: «У меня никогда ничего не получается». Обязательно скажите: «Ну-ка вспомни, какой классный подарок ты смастерил для сестренки (нарисовал, написал хорошее сочинение). Это просто сейчас ты ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить». Запрещено говорить: «Не получается – значит, не старался».

Уважаемые родители!

Если вы чувствуете неблагополучие в поведении или эмоциональных проявлениях ребенка, и не знаете, как ему помочь, не стесняйтесь обращаться к специалистам. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность, чтобы сохранить жизнь и здоровье вашего ребенка.

Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Бесплатная помощь психологов: сайт дорога-к-дому.рф

info@dorogakdomu.ru

Телефон Доверия в Череповце — (8202) 288-588

Всероссийский детский телефон доверия — 8-800-2000-122

Материал подготовлен совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав мэрии г. Череповца.

Остальные статьи