Этому сложному процессу было посвящено очередное занятие Школы социального предпринимательства. Сложная сама по себе сфера нейминга становится особенно чувствительной и ранимой, когда речь заходит о наименовании социально значимых акций, направлений, явлений, учреждений, словом, социальных проектов. Ведь, это наименование должно отвечать целому ряду принципиальных условий. А именно: отражать назначение и суть проекта, причем не буквально, но достаточно конкретно. Соответствовать ожиданиям целевых аудиторий и быть для них понятным и приемлемым. Выражать миссию проекта и творимое им «желаемое будущее»… Ну и конечно, название должно быть ярким, выделяющим проект из среды близких или прямо конкурентных инициатив. Должно быть индивидуальным, но без ненужного оригинальничанья. Соответствовать грамматическим нормам русского языка и без особых потерь переносить написание латиницей (в случае необходимости), перевод на английский и т.д. От хорошего названия в социальной сфере требуется особо внимательного учета многочисленных возможных факторов искажения: фонетического, грамматического, лексического, графического…. Пресловутая политкорректность здесь вещь просто обязательная. Знакомиться с методами профессионального нейминга слушателям предложили по авторитетным источникам, а на практике рассмотрели самые базовые, ключевые требования и методы работы над названием. Конечно, были представлены истории легендарных названий, такие разные и такие успешные. Разобраны несколько историй нейминговых катастроф, когда названия становились настоящим семантическим надгробьем проекта. Не забыли и те нечастые случаи, когда неудачные названия по разным причинам удавалось превратить в сильную сторону фирмы. Но все же основной акцент делался на то, какие социальные смысл обязательны при коммуникативном оформлении проекта в области социального предпринимательства. Очевидно, что ожидания аудиторий различных проектов различны, но в их основе лежат общечеловеческие ценности и общепринятые нормы, которые и должны стать базой: надежность, безопасность, защищенность, человеческое тепло и взаимопомощь, доброта. Но как отразить абстрактное понятие, например, «защищенность», в конкретном названии? В аудитории сразу же возникает множество предложений, вопросов, рекомендаций коллегам, вариантов названий, способов их проверки. Слушатели быстро понимают, что конструирование названий – процесс очень увлекательный, а эффективность коллективного обсуждения вариантов гораздо выше, нежели «индивидуальная работа». А это уже очень важный опыт бреймсторминга (мозгового штурма), пусть и совсем облегченного, игрового.
Увлекательность увлекательностью, но главное – не забыть о целевых аудитория, их представлениях и ожиданиях. А аудиторий этих у социальных проектов школы как минимум две: потенциальные потребители их услуг и экспертные комиссии фондов-грантодателей. Удачное название – верный ключ к привлечению внимания и тех и других. Таков главный вывод делают участники обсуждения. И после стремительной пробежки по именам и титулам проектов, домашнее задание - попробовать наиболее точно, ярко и емко назвать свою «лодку»-проект, гарантировав ей тем самым максимально успешное плавание по неизведанным водам социального предпринимательства.
Александр Чернов