fbpx
Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
Школа социального предпринимательства – часть 5: Нейминг социальных проектов: как мы лодку называли
20 ноября 2013

Этому сложному процессу было посвящено очередное занятие Школы социального предпринимательства. Сложная сама по себе сфера нейминга становится особенно чувствительной и  ранимой, когда речь заходит о наименовании социально значимых акций, направлений, явлений, учреждений, словом, социальных проектов. Ведь, это наименование должно отвечать целому ряду принципиальных условий. А именно: отражать назначение и суть проекта, причем не буквально, но достаточно конкретно.  Соответствовать ожиданиям целевых аудиторий и быть для них понятным и приемлемым.  Выражать миссию проекта и творимое им «желаемое будущее»… Ну и конечно, название должно быть ярким, выделяющим проект  из среды близких или прямо конкурентных инициатив. Должно быть индивидуальным, но  без ненужного оригинальничанья. Соответствовать грамматическим нормам русского языка и без особых потерь переносить написание  латиницей (в случае необходимости), перевод на английский и т.д. От хорошего названия в социальной сфере требуется особо внимательного учета многочисленных возможных факторов искажения: фонетического, грамматического, лексического, графического….   Пресловутая политкорректность здесь вещь просто обязательная. Знакомиться с методами профессионального нейминга слушателям предложили по авторитетным источникам, а на практике рассмотрели самые базовые, ключевые требования и методы работы над названием. Конечно, были представлены истории легендарных названий, такие разные и такие успешные. Разобраны несколько историй нейминговых катастроф, когда названия становились настоящим семантическим надгробьем проекта.  Не забыли  и те нечастые случаи, когда  неудачные названия по разным причинам удавалось превратить в сильную сторону фирмы. Но  все же основной акцент делался на то, какие социальные смысл обязательны при  коммуникативном оформлении  проекта в области социального предпринимательства. Очевидно, что ожидания аудиторий различных проектов различны, но в их основе лежат общечеловеческие ценности и общепринятые нормы, которые и должны стать базой: надежность, безопасность, защищенность,  человеческое тепло и взаимопомощь, доброта. Но как отразить  абстрактное понятие, например, «защищенность», в  конкретном названии?  В аудитории сразу же возникает множество предложений, вопросов, рекомендаций коллегам, вариантов названий, способов их проверки. Слушатели быстро понимают, что конструирование названий – процесс очень увлекательный, а  эффективность коллективного обсуждения  вариантов гораздо выше, нежели «индивидуальная работа». А  это уже очень важный опыт  бреймсторминга (мозгового штурма), пусть и совсем облегченного, игрового.   

Увлекательность увлекательностью, но главное – не забыть о целевых аудитория,  их представлениях и ожиданиях. А аудиторий этих у социальных проектов школы как минимум две: потенциальные потребители их услуг и  экспертные комиссии фондов-грантодателей. Удачное название – верный ключ  к привлечению внимания и тех и других.  Таков главный вывод  делают участники обсуждения. И после стремительной пробежки по именам и титулам проектов, домашнее задание - попробовать  наиболее точно,  ярко и емко назвать свою «лодку»-проект, гарантировав  ей тем самым максимально  успешное плавание по неизведанным водам социального предпринимательства.

Александр Чернов

Остальные новости